Дерево нечасто встречается в дизайне интерьерных светильников, но не потому, что оно дорогое или непрактичное. Дело в том, что его применение в светодизайне требует особых технологий и инженерных решений, которые обеспечивают износостойкость и пожаробезопасность материала. Такие решения доступны не всем брендам освещения. Поэтому светильники с деревянными элементами встречаются преимущественно в коллекциях элитных фабрик.
Премиальные бренды делают выбор в пользу дерева благодаря двум его качествам – эстетике и экологичности. Двух полностью идентичных рисунков, образованных прожилками, не существует. Современные технологии обработки позволяют сохранить и выделить уникальность каждого фрагмента древесины.
В светодизайне используются ценные твердые породы дерева: дуб, палисандр, самшит, мутения, канадский клен. Смысл в том, чтобы сохранить узнаваемость материала и, как следствие, подчеркнуть связанные с ним качества: натуральность, роскошь, комфорт. Мебель и декор из натурального дерева всегда были признаком благосостояния, со светильниками это тоже работает.
Их эстетическая роль заключается в сочетаемости с другими элементами интерьера или в контрасте с ними же. Люстры или подвесы, в дизайне которых есть дерево, создают единый ансамбль с деревянными гарнитурами, отделкой стен, оконными рамами и т. д. Чаще всего такой прием используется в классическом и скандинавском стилях интерьера, а также в кантри, лофте и этно. Но люстрам, подвесам и торшерам из дерева есть место даже в стилях минимализм или хай-тек – они уравновешивают прохладную лаконичность хромированного металла или матового пластика, добавляя интерьеру нотки уюта.
В светодизайне дерево чаще всего используется в тандеме с металлом и опаловым стеклом. Искусственно состаренный металл придает изделию антикварный флер, хромированный – создает эффектный контраст теплого и холодного, твердого и мягкого. Стекло и хрусталь – универсальные материалы, которые хорошо смотрятся в сочетании с чем угодно.
Вариантов использования древесины в дизайне светильников очень много. Из дерева могут быть выполнены целые элементы конструкции, как стойка в настольной лампе Elstead Feiss Portables.
Еще пример – элементы сборного абажура, как в подвесном светильнике Marset MVV. Сочетание отшлифованных листов вишневого дерева и тонкого светоотражающего пластика обеспечивает потрясающий эстетический эффект и равномерное освещение большой поверхности.
Необычный вариант – отделка внутренней поверхности абажура деревянным шпоном, как в светильниках из серии DUO от Vibia. Особая форма и глубина насечек на диффузоре подчеркивает выразительную структуру древесины – создается эффект, будто свет наполняет материал изнутри.
А это редкий вид – настольный светильник, полностью выполненный из дерева. Светодиоды мастерски встроены в корпус и абсолютно незаметны – кажется, что свет льется из ниоткуда.
В дизайне подвеса Bonton от Il Fanale дерево не является преобладающим материалом, но сразу притягивает к себе внимание. Тот случай, когда «дьявол кроется в деталях».
Некоторые фабрики выпускают целые коллекции с преобладанием в дизайне натурального дерева. Например, у итальянского бренда IDL есть серия подвесных светильников Woody с деревянными корпусами. Простой геометрический дизайн как нельзя лучше подчеркивает эффектную текстуру натурального дерева. Вместо стекла здесь используется тонкая металлическая сетка. Модель напоминает деревянный улей, излучающий свет в разные стороны.
Комментарии