Когда мир моды призывает к ответственному потреблению, рациональности и бережному отношению к природе, минимализм становится одной из ведущих тенденций в интерьере. Его восточная разновидность продолжает вдохновлять дизайнеров и архитекторов всего мира, во многом потому, что японский минимализм — это не просто стиль, а мировоззрение.
Истоки эстетики
Япония — родина интерьерного минимализма. В то время, когда на Западе правили бал роскошные интерьерные стили: от классицизма до ар-деко, японский интерьер сохранял верность традициям и культурным ценностям, и в конце концов превратился в модную тенденцию, охватившую мир в 21 веке. В европейской культуре пустота традиционно ассоциируется с одиночеством, неблагополучием и в целом оценивается в негативном ключе, в Стране восходящего солнца отношение к пустоте принципиально другое. Пустота священа, сакральна, она не воспринимается как нехватка или отсутствие чего-то. Предметное изобилие в японской культуре — признак дурного вкуса.
Отношение к пустоте в Японии связано с религией. Перед синтоистскими храмами специально оставляют пустое пространство, где, как считается, обитают боги. Это место засыпают галькой и огораживают веревкой, здесь принято молиться. В то же время в дзен-буддизме пустота воспринимается как истина, природа всех вещей, не отсутствие, а наполненность. Такое восприятие пространства и предметного мира отразилось на японском интерьере.
Если западный человек любит окружать себя красивыми вещами, восточный воспринимает избыточность как препятствие на пути к прекрасному и стремится его устранить. Логика такая: красиво то, что функционально, бесполезное — некрасиво.
Но есть у японского минимализма и более практичное объяснение: частые землетрясения вынуждали отказаться от кирпичных зданий в пользу домов из бумаги и бамбука. Интерьерная начинка тоже должна была соответствовать, никакой громоздкой мебели, только то, что легко убирается, складывается и раскладывается. Футон — традиционный матрас, который раскладывается на полу, в Японии до сих пор остается популярной альтернативой кровати.
Минимализм сегодня
Стиль, пришедший из самой высокотехнологичной страны в мире, становится хорошей базой для современных бытовых сценариев, дружит с техникой, хоть и предпочитает прятать её за мебельными фасадами, отвечает современным эко-тенденциям и хорошо работает в тандеме со стилями с родственной смысловой нагрузкой. Особенно дружен японский минимализм со скандинавскими стилями. Эргономичные датские стулья прекрасно чувствуют себя в компании фонарей из рисовой бумаги, раздвижных перегородок и японской керамики.
Но главная причина популярности японского минимализма — его мировоззренческий концепт, который в наше время успел превратиться в модное явление. Той же причиной можно объяснить вспышку популярности скандинавского стиля, которая ослепила всех белоснежными интерьерами несколько лет назад. Скандинавский подход так же отягощен некоторой бытовой философией, известной как хюгге, которая учила нас видеть красоту в простоте и находить счастье в ежедневности. Японский минимализм ставит перед собой более серьезные задачи: научить человека находиться в гармонии с предметным миром и природой, отвлекаться от суеты, дисциплинировать мысли и чувства, видеть прекрасное в несовершенном, а ценность в обыденном и мимолетном.
На фоне моды на определенный образ жизни и мысли возникла потребность «углубить» философское начало в интерьере. Так пару лет назад в рамках японского минимализма вспыхнул новый концептуальный тренд — ваби-саби.
Комментарии