Эйфелева башня – этот прекрасный, величественный и изящный символ Парижа – во всей красе предстала перед изумленной публикой 132 года назад, в 1889 году, в солнечный весенний день 31 марта.
Это знаменательное событие увенчало открытие легендарной Всемирной парижской выставки. На момент окончания постройки башня оказалась самым высоким сооружением и в мире, и в самом Париже. Однако архитектурное новшество обрадовало далеко не всех парижан.
Поначалу Эйфелева башня считалась одним из самых противоречивых зданий французской столицы, дотоле приверженной традиционной архитектуре.
Конструкция, спроектированная Гюставом Эйфелем, была направлена в будущее, она должна была стать знаком прихода новой эры в западную цивилизацию. Это необычное сооружение было также подарком к столетней годовщине Французской революции, свергнувшей монархию и заложившей политическую основу современности.
18000 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок, 9000 тонн железа, высота более 300 метров — вот некоторые технические параметры Башни, популярной сегодня у туристов даже больше, чем Нотр Дам или Лувр, или красная крутящаяся мельница Мулен Руж.
Первоначальными авторами проекта были талантливый инженер Морис Кёхлин и архитектор Эмиль Нугье — сотрудники офиса Гюстава Эйфеля. Впоследствии Кёхлин отвечал за строительство.
Башня была построена по случаю Всемирной выставки в Париже с целью представить Францию как технологически развитую, современную страну, готовую взять на себя роль европейского лидера в новом столетии. Гигантское сооружение было возведено на Марсовом поле в западной части города. План предполагал, что сооружение будет демонтировано через 20 лет.
Некоторые парижане буквально возненавидели Башню, а архитекторы 19 века осудили ее создателей за чрезмерное использование железа, считающегося в те времена неблагородным строительным материалом.
Ги де Мопассан характеризовал ресторан, в котором привык ежедневно обедать, как единственное место откуда не видно Башню Эйфеля. Как-то раз он написал друзьям: «Я уезжаю из Франции и Парижа, эта башня слишком действует мне на нервы».
Другой известный писатель — Эмиль Золя назвал детище Эйфеля «меркантильным плодом» и предсказал, что она «сокрушит Нотр Дам своей варварской массой». Горожане называли Башню «вышедшим из строя фонарем», «фабричной трубой» и «каркасом колокольни».
Немецкий философ Вальтер Беньямин в своей работе «Отрывки» так оценивал Башню: «Для этого самого известного здания века характерно то, что при всей своей огромности оно производит впечатление безделушки, что происходит из-за того, что бедное художественное чутье той эпохи могло мыслить только жанрово-филигранным искусством».
Интеллигенция, художники, рабочие и мелкая буржуазия подписали петиции с требованием размонтировать железную конструкцию. Прежде всего, они подчеркивали в своих протестных воззваниях, что, когда колосс упадет, погибнет много людей, а что башня вскоре рухнет, они не сомневались. Массовые протесты шли уже во время строительства.
Еще в феврале 1887 года парижская газета «Le Temps», выходящая ежедневно, опубликовала так называемый «Протест художников» в котором люди искусства выражали свое негодование «против возведения в самом центре города, «абсолютно ненужной и страшно чудовищной Башни Эйфеля».
Однако, несмотря на негодование всех и вся, строительство колоса продолжалось по 10 часов в день, до того знаменательного момента, когда Эйфель вывесил французский флаг на вершине своей башни весной 1889 года. Это событие ознаменовалось залпом из 25 винтовок. После наступления темноты в тот вечер была зажжена иллюминация, освещающая форму здания в темноте. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Когда прошло 20 лет, Эйфель не захотел, чтобы его грандиозный проект был демонтирован. Чтобы предотвратить снос Башни, он устроил не ней метеорологическую лабораторию. От демонтажа, детище Эйфеля также спасли успешные попытки установить на ее вершине оборудование для беспроводного телеграфа.
Во время Первой мировой войны Башня обеспечивала Париж связью с французскими постами, расположенными на границе с Германией.
В 1935 году были начаты первые эксперименты с телевещанием и здесь «фабричная труба» тоже была незаменимой.
Во время немецкой оккупации французской столицы в годы войны с гитлеровской Германией башня была закрыта для посетителей. Немецкие солдаты забрались на ее вершину, чтобы повесить флаг со свастикой, но ветер сорвал его всего через несколько часов. В 1944 году, узнав о приближении к городу союзных войск, Гитлер приказал снести гигантское строение вместе с частью города, но его приказ был проигнорирован.
Сегодня Эйфелева башня для всего мира — общепризнанная эмблема Парижа, его прекрасный символ, и одна из самых желанных для туристов достопримечательностей Франции.
Комментарии