Изразцы (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и так далее. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.
Древний мир
Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.
В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства
Европа
В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.
Московское царство
Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний. С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский).
Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.
Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.
В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.
Изготовление
Изготовление изразцов — сложный процесс, в котором участвовали резчики форм и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича. В Москве в XVII веке изготовлением изразцов занимались профессиональные мастера в Оружейной палате.
Комментарии