Если подходить к теме с утилитарной точки зрения, то технология лакирования кухонь достаточно универсальна, а лак — прочный, гигиеничный материал с отличными эксплуатационными характеристиками. Лакирование поверхностей применяется и в обтекаемом дизайне интерьера, и в бескомпромиссных минималистских кухнях, и в классических. Если же подходить к теме с дизайнерских позиций, то идея глянцевого лака, его мощная эстетическая подоплека — в блеске. А блестящие сверкающие вещи — всегда некая претензия, определенный взгляд на жизнь… Итак, простота и роскошь, доведенная до безумства. Авангард и классика, новые технологии и вековые традиции — все это мы находим в лаковых кухнях. Лакирование крашенных поверхностей известно давно. Однако современные технологии лакирования, применяемые в производстве кухонь, — атрибут индустрии и высокоразвитых технологий.
Виды лаков для оформления кухни
Лаки, применяемые в производстве кухонь, делятся на три группы: глянцевые (высокий глянец), матовые и структурные. Кухни, выполненные в глянцевом лаке, — символ престижа, и неслучайно в глянцевом лаке сделано немало «штучных», дизайнерских кухонь. В то же время эта технология довольно часто применяется в коллекциях менее дорогих производителей. Лак защищает кухню от внешних воздействий, повышая ее потребительские характеристики. Технологии, применяемые при получении глянцевого лака, — самые дорогие. При этом у каждого производителя есть свои нюансы в обработке поверхностей. И чем выше уровень производителя, тем совершеннее лаки, которые он разрабатывает в своих лабораториях, технологичнее процесс глянцевания, строже контроль качества, больше тестов.
Так технология лакирования на фабрике ALLMILMO (Германия) предусматривает предварительное наклеивание на панель из ДСП или МДФ канта из ABS — аналога ПВХ, не содержащего хлор. Кант делает панель более устойчивой к ударам. На подготовленную таким образом панель в специальной камере поэтапно наносятся семь слоев лака (каждый слой высушивается). Самый сложный этап — финальный. Вначале панель полируется машиной, а углы и стыки торцов и фронтальной поверхности шлифуются вручную. В результате фасад со всех сторон приобретает идеально гладкую поверхность с глубоким притягивающим к себе зеркальным блеском.
Глянцевые кухни одного из немецких лидеров по производству кухонь и бытовой техники MIELE несут в себе некую знаковость, символизируя престиж и высокий социальный статус их владельцев. А свои лаки фабрика называет яхтенными — по аналогии с теми, которыми точно так же, слой за слоем, покрывают роскошные яхты.
В особых цехах с прозрачными стенами, где на фабрике MIELE идет процесс напыления лака, предусмотрено все, чтобы частички лака, витающие в воздухе, не попали на панель. Случись подобное — и на поверхности останется пятно, а это значит — брак. Поэтому в воздухе цеха много влаги, она заставляет лаковую взвесь опускаться не на поверхности панелей, а стекать в желоба с водой, которая попадает в установку, где происходит обратный процесс отделения воды от лака, после чего лак или краска используются вновь.
Для своих лаковых кухонь MIELE разрабатывает собственные цвета, которые не встретишь в международном классификаторе. Впрочем, стандартные цвета в каталогах этого производителя присутствуют тоже. Лак практичен, обработанная им со всех сторон панель надежно защищена — ни швов, ни стыков. Она не боится горячего пара, царапин. Однако, выбирая глянцевую кухню, нужно не забывать о том, что все блестящее требует особого ухода. Если MIELE называет свои лаки яхтенными, то SNAIDERO — создатель знаменитой Ola — автомобильными. И в этих сравнениях глянцевых кухонь с яхтами, роскошными автомобилями тоже есть нечто знаковое. Впрочем, уже давно было подмечено, что технологии, используемые в автомобиле- и самолетостроении, космосе, рано или поздно сходятся на кухне.
Технология (также многослойная) нанесения матовых лаков — менее сложное по сравнению с технологией глянцевания производство, хотя бы уже потому, что полностью машинное. Матовые лаки, во-первых, дают теплую мягкую, бархатистую фактуру. Во-вторых, предполагают получение практически любого цвета, который получается добавлением в универсальную основу разнообразных пигментов. В-третьих, на матовых поверхностях не остается никаких следов, что делает эти кухни неприхотливыми в эксплуатации. Матовые лаки широко применяют производители кухонь средней ценовой категории и производители дорогих кухонь либо для более экономичных решений, либо для воплощения определенных эстетических идей,которые можно реализовать только с применением этой технологии. Так новая версия Avantgarde Programm 820 от MIELE выполнена в благородном матовом лаке, разработанном с учетом сочетания новых матовых поверхностей цвета сапфира с алюминиевым дизайном встраиваемой техники. Сапфировый цвет подчеркнут и алюминием длинных вертикальных ручек, серыми (под алюминий) боковинами шкафов, также выполненных в матовом лаке.
Соединение встраиваемых приборов с мебелью не получилось бы столь гармоничным, будь эта кухня выполнена в глянцевом лаке, который не сочетается с фактурой алюминия.
Самая последняя технология лакирования — структурные лаки, дающие эффект любой фактуры, включая и модный «металлик». Структурные лаки, потребительские качества которых выше, чем у матовых, появились в Германии в конце 90-х годов и сразу завоевали популярность у немецких производителей. Позднее их начали осваивать и внедрять в производство итальянцы. Приятная на ощупь, шероховатая фактура, в отличие от ламината, не дает ощущения простоватости пластика. А все возможные вкрапления усиливают эффект поверхностей. Структурные лаки недешевы и используются производителями, которым присущи высокое качество и стабильность. Технология структурных лаков достаточно сложна, так как вкрапления должны быть тщательно размешаны и нанесены очень ровно. Поверхности, покрытые структурными лаками, тяготеют к современному дизайну. В этом смысле показательна одна из последних моделей SNAIDERO — SistemaES (design Lucci Orlandini) с ярко выраженным прямолинейным характером, выполненная в структурном сером «металлике». Очень дорогая, очень мобильная и очень эргономичная кухня, состоящая из блоков с открытым верхом. Каркас кухни сделан из многослойной корабельной фанеры, фасады — из МДФ, покрытой структурным лаком.
Блеск глянцевой кухни
Для того чтобы понять идею глянцевого лака, его мощную эстетическую подоплеку, вызывающую рождение дорогих претенциозных моделей, следует обратиться к конкретным примерам. Например, к Model-53 (конец 90-х) — кухне, ставшей по замыслу создателей квинтэссенцией определенных претензий и определенного вкуса. Символизирующей адекватность своему хозяину, его исключительность и свою тоже. В контексте этого замысла дизайнеры ALLMILMO довели идею глянцевого лака до состояния самой дорогой вещи, до самого предела, что называется, до звона, до нарочитого китча.
Уже сама историческая отсылка к 50-м годам, времени появления Кадиллака, которая явно прочитывается в кухне, свидетельствует о модели как символе.
Model-53 — не просто ослепительные глянцевые поверхности, но глянцевые поверхности в сочетании с крупными хромированными блестящими деталями. В эксклюзивных моделях черный глянцевый лак сочетается с большими стальными филенками, покрытыми… 24-каратным золотом! На подобные вещи существует свой покупатель. И не просто с очень высоким достатком (кухня стоит от $60 тыс. до $100 тыс.), но покупатель с определенным вкусом. Вот что любопытно и может быть даже парадоксально: по свидетельству специалистов салонов, работающих с ALLMILMO, в Европе эту модель покупают люди с изнеженным, тонким, рафинированным вкусом…
Если универсальные итальянские и немецкие кухни позволяют в рамках одной модели или системы компоновать самые разнообразные варианты, то Model-53 односложна и даже бескомпромиссна. Она может быть только такой и никакой другой больше. Только с такими яркими декоративными фронтами, только с такими, как у Кадиллака, деталями. С таким декоративным цоколем, который указывает на варочную зону, таким моечным блоком, дизайном вытяжки, созданной для этой модели. И даже только таким встраиваемым холодильником американского типа от GAGGENAU, не имеющим аналогов в мире. По какому-то внутреннему накалу, который присутствует в этой модели, она уникальна. И как никакая другая кухня, символизирует собой идею глянцевого лака. Представить себе столь вызывающую, столь эпатажную кухню в каком-либо другом материале невозможно. Особенно это присуще темным версиям — черной и синей, которые пользуются наибольшим спросом.
Когда мы говорим о глянцевом лаке, то чаще всего подразумеваем гладкие вычищенные фронты. Тем не менее рельефность фронтов вовсе не исключается, и люди с традиционными вкусами выбирают классические кухни в глянцевом лаке с рельефными фронтами. Яркий пример тому — темно-синяя Classic MIELE. С фасетными фронтами, с карнизом, «золотом» ручек, с любовно «расписанными» витражами, с витринным шкафом, напоминающим классический буфет. В сочетании с роскошными гранитными столешницами эта высокая, выдержанная, основательная и в то же время изысканно-возвышенная модель благодаря своим глянцевым фронтам являет собой классический образец дорогой, представительской кухни. Требующей повышенного внимания и уважения и, безусловно, открытого пространства, особенно когда речь идет о компоновке с островом.
Лакированные поверхности этой кухни притягивают к себе, манят своей глубиной. В них, как в зеркальной поверхности озера, можно увидеть все. Чтобы понять величественную красоту этой кухни, нужно большое открытое пространство. Но, требуя пространства, она сама визуально расширяет его, «играет» им. И в этом ее исключительность. Одной из самых ярких, самых запоминающихся кухонь XX века стала модель Ola SNAIDERO. Образ ее не случайно ассоциируется с роскошной спортивной машиной — Феррари. И то, и другое имеет самое непосредственное отношение к известной дизайнерской фирме PININ-FARINA. Эта кухня — первый опыт Паоло Пининфарина в дизайне мебели, которым известный маэстро никогда прежде не занимался. Автор Феррари создал кухню, способную превратить будни в праздник.
Первая версия Ola была ярко-красной, как и ее прототип. Горячий пульсирующий цвет, усиленный глянцем безукоризненного автомобильного лака, светился, притягивал, будоражил. Обтекаемые, как у спортивного автомобиля, линии несли на себе отпечаток индивидуальности. Кухня, созданная молодым всемирно-известным дизайнером, была отмечена уверенностью лидера и предназначалась таким же молодым и уверенным в себе. В то же время кухня, получившая женское имя, воплотила в себе поистине женственное изящество и элегантность. Она сразу стала бестселлером. Позднее к красному цвету добавились столь же яркие автомобильные желтый и синий цвета. На пороге нового тысячелетия, в 2000-м, появилась Ola в модном цвете «голубой металлик», ставшая не менее популярной, чем первая Ola.
Если Model-53 ALLMILMO, с ее жесткими гранями и блестящей хромированной оправой, меньше всего создана для приготовления пищи и больше всего — для демонстрации статуса своих владельцев, то пининфриновская Ola с гладкими глухими фронтами, плавными линиями и изгибами создана, чтобы обеспечить максимально удобное рабочее пространство. Ведь не случайно SNAIDERO называет свои кухни «Cucineperlavita» (Кухни для жизни). Мы привели в качестве примеров кухни с ярко выраженной индивидуальностью, но сегмент, который составляют кухни с лакированными глянцевыми поверхностями, не ограничивается дорогими представительскими или дизайнерскими моделями. Тем не менее если ваш образ жизни требует именно представительскую кухню, то есть смысл обратить внимание на кухни, возле которых в каталогах стоит пометка «высокий глянец». Помня при этом: высокий глянец диктует свои правила игры…
Комментарии