Всем хорошо известно, что масляная краска — это почти строительный архаизм. Ею нельзя красить стены в жилых помещениях. Ею не рекомендует окрашивать окна и двери. Ею не работают по потолкам. Но. Но при этом масляная краска остается нашим неизменным спутником.
Снимая старые обои слой за слоем, вы неизвенно наткнетесь в итоге на бетонную стену, окрашеную масляной краской. Ликвидируя обветшавшую плитку в ванной комнате, вы накже упретесь взором на старый слой масляной краски. Даже сворачивая изношеный линолеум, вы все равно никуда не денетесь от слоя масляной краски, которой иногда покрывали полы. Определить наше отношение к масляной краске довольно сложно. С одной стороны, она причиняет массу хлопот тем, кто хочет от нее избавиться. Но, с другой стороны, этот материал в некоторых случах является непревзойденной по своим характеристикам грунтовкой. Прежде чем определить, кем является масляная краска для нас другом или врагом, уделим «виновнеце торжества» некоторое внимание.
Еще в недавнем прошлом масляные краски были самыми распространенными в нашей стране. Ими красили всё подряд и что угодно. По крайней мере, в быту. Альтернативы практически не было. Все терпеливо ждали несколько суток, пока закончится процесс отвердения краски, а запах воспринимался как нечто само собой разумеющееся. Между тем, масляная краска не дает дышать не только людям, но и поверхности, поэтому через несколько лет (а то и через год-два) пленка начинает шелушиться и отваливаться.
Сегодня среди сфер применения масляной краски можно выбелить лишь металлические поверхности, а также стены и потолки служебных помещений (например, туалет). Правда, при этом устраивают в этих помещениях вытяжки. Чучитывая тот факт, что современные ванные комнаты даже вокзалах предпочитают облицовывать пусть простенькой, но все же кафельной плиткой, а так же принимая во внимнание широкое распространение пластиковых окон, которые не нужно окрашивать, производство масляных красок, по идеи, должно было бы уже прекратиться. Но этого не произошло. А если масляную краску все еще производят, значит это кому-нибудь нужно.
О бедном гусаре замолвите слово…
Любая краска состоит из пигмента и связующего материала. Пигменты — это тонкомолотые порошки минерального происхождения. Они не растворяются в воде, масле и растворителе. Именно поэтому перед применением краску надо тщательно перемешать, так как пигмент оседает, а сверху остается чистый слой связующего материала.
Масляные краски изготавливаются на основе искусственной или натуральной олифы. Сначала размешивается тот пигмент, которого больше всего в колере, а потом добавляются остальные. Затем краска разбавляется до нужной густоты. Для улучшения качества краска перетирается на краскотере. Масляные краски считаются самыми прочными и долговечными, в оределенной ситуации они могут применяться как для внутренней, так и наружной отделки. Различают густотертые (разводимые перед употреблением олифами в количестве 17-40%) и готовые к употреблению масляные краски. Как мы уже сказали, связующим для масляной краски служат олифы, получаемые в основном из растительных масел. Этот вид связующего известен человечеству, пожалуй, наиболее давно. По внешнему виду олифы — прозрачные жидкости, окрашенные в темно-коричневый или светло-коричневый цвета. Олифы классифицируют по составу и назначению. По составу различают 3 группы — масляные, алкидные и прочие.
Масляные олифы в свою очередь подразделяются на натуральные, комбинированные и олифы «Оксоль».
Натуральные олифы получают специальной обработкой высыхающих растительных масел — льняного, конопляного, путем их обработки (варки) при температуре 150°С. Они содержат 100 % высыхающего масла (льняного, конопляного) без растворителя. Комбинированная олифа содержит 30 % растворителя и 70 % масла (смеси высыхающей и 45 % растворителя, 55 % масла.
Обработанное таким образом масло приобретает способность твердеть (высыхать). Точнее было бы назвать процесс их твердения полимеризацией, в процессе которой происходит набор прочности и твердости пленки. Процесс высыхания может быть ускорен путем введения в состав краски уже упоминавшихся ускорителей отвердевания — сиккативов (2-4% об.).
Подсолнечная олифа высыхает медленнее, чем льняная и конопляная. Пленка подсолнечной олифы эластична, но твердость, прочность и водостойкость меньше, чем у пленок льняной или конопляной олифы. Натуральные олифы предназначены для изготовления густотертых и красок, готовых к применению для наружных и внутренних работ.
Комбинированные олифы и олифы «оксоль» получают из уплотненных растительных масел путем специальной химической обработки их и разбавлением до 45% летучими растворителями. Оксидированные олифы оксоли получаются окислением нагретого подсолнечного масла при длительном пропускании воздуха в присутствии катализаторов (масло при этом окисляется и густеет). При добавлении к такому загустевшему маслу растворителя (например, уайт-спирита) получается прозрачный продукт с нормальной вязкостью. Процесс «высыхания» таких олиф происходит как вследствие испарения растворителя, так и в результате процессов взаимодействия масел с кислородом воздуха.
Комбинированные олифы марок К3, К5 предназначены для производства красок для наружных и внутренних работ. Комбинированные олифы марок К2, К4, К12, К11, для красок, применяемых только для внутренних работ.
Олифа «Оксоль В» применяют для разведения до рабочей вязкости густотертых масляных красок ПВ только для внутренних работ.
ЛМС (олифа полимеризованная) является заменителем натуральной олифы и применяется как для внутренних, так и для наружных окрасок.
Глифталиевая олифа изготавливается из растительного масла, глицерина и др. Содержание растворителя не более 50%. Пентафталевая олифа также изготавливается из алкидной смолы.
Искусственные олифы (синтол, карбоноль и др.) либо не содержат растительных масел совсем, либо содержат в небольших количествах. По качеству они значительно уступают натуральной олифе и оксоли.
Алкидные олифы — это растворы алкидных смол модифицированные маслами. Они бывают глифталевые, пентафталевые и ксифталевые. К прочим олифам относятся так называемые искусственные олифы, в том числе безмасляные на основе продуктов полимеризации углеводородов нефти, сланцев, рыбьих жиров и т.д.
Таким образом, масляные краски представляют собой смесь пигментов, наполнителей (тальк, сернокислый барий, барит) и олифы.
По ГОСТам выпускаются масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):
МА-021 — на натуральной олифе;
МА-025 — на комбинированной олифе;
ГФ-023 — на глифталевой олифе;
ПФ-024 — на пентафталевой олифе.
Цифра 2 указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей.
Готовые к употреблению краски поступают в продажу расфасованными в емкости 0,5-3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м.кв. поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует строго придерживаться этих указаний. Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайт-спиритом, скипидаром, керосином и т. п.
Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):
под слоновую кость (200 г/м.кв.);
палевая (160 г/м.кв.);
бежевая (120 г/м.кв.);
серая (100 г/м.кв.);
светло-голубая (100 г/м.кв.);
голубая (100 г/м.кв.);
синяя (100 г/м.кв.);
желтая (140 г/м.кв.);
салатная (140 г/м.кв.);
фисташковая (135 г/м.кв.);
зеленая (100 г/м.кв.);
красная (65 г/м.кв.);
темно-красная (100 г/м.кв.);
коричневая (100 г/м.кв.).
Преимуществом масляных материалов является высокая степень наполняемости, а также небольшой расход. Они превосходны в качестве грунтовок, например, для обработки досок перед окраской.
В случаях, когда масляные краски в своём составе содержат лишь один красящий пигмент, слова «краска» заменяется наименованием красителя, например, «охра», «сурик» и т. д. Для обозначения ряда материалов между аббревиатурой плёнкообразующей основы и кодом, определяющим назначение и условия применения используются дополнительные индексы:
Б — без летучего раствора
В — для водо-разбавляющих
ВД — для воднодисперсных (водоэмульсионных)
ОД — для органодисперсных
П — для порошковых
Прежде чем приступить к описанию некоторых видов масляной краски, отметим, что данный лакокрасочный материал подлежит довольно строгой классификации по нормам ГОСТа. Поэтому масляные краски не имеют индивидуальных названий. В зависимости от сферы применения их обозначают аббревиатурой из букв и чисел, о которых мы говорили выше. Выбор масляной краски, как правило, происходит следующим образом. Сперва определяют назначение краски, затем делают выбор в пользу того или иного производителя, учитывая, разумеется, ценовой фактор.
Как работать с масляной краской?
1. При окраске масляной краской получить матовую поверхность можно добавив в краску 40 % раствор хозяйственного мыла из расчета 1 кусок на 3 литра краски. Мыло строгают стружкой, заливают водой (чтобы она слегка покрывала) и нагревают, пока оно не растворится. Затем, помешивая, добавляют в краску.
2. Если на слое краски образовалась пленка, процеживать ее вовсе не обязательно. Можно опустить в банку кусок капронового чулка, и кисть макать прямо через чулок.
3. Если вы хотите окрасить стены, надо сначала удалить шпателем старую краску, предварительно смочив стены водой. После того как все высохнет, замазать все трещины. Потом прогрунтовать стену в горизонтальном, а затем и в вертикальном направлениях. Краска для стен готовится также как и побелка для потолка. Подбор цветов и оттенков краски проверяется на куске стекла, который затем подсушивается на слабом огне. Краска слишком темная — надо добавить немного мела. Светлую краску можно сделать темней, добавив туда цветных пигментов.
4. Покрашенные масляной краской стены можно вымыть теплой водой с питьевой содой, нашатырным спиртом (на 1 л воды 1 столовая ложка спирта), после этого протереть влажной, а затем сухой тряпкой.
5. Чтобы при ремонте квартиры краска не попадала на руки и не капала на пол, нужно разрезать резиновую грушу от спринцовки и надеть ее на ручку кисти.
6. Запах масляной краски после ремонта быстро исчезнет, если поставить в комнате в двух-трех местах сосуды с соленой водой. Можно также натереть головку чеснока и оставить на некоторое время в комнате.
7. Если масляная краска от долгого хранения покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя размешивать ее, а нужно осторожно снять пленку. Если пленка порвалась, вырезать из марли кружочек по диаметру банки и опустить на краску. Марля покроет клочки пленки и опустится вместе с ними на дно.
8. Чтобы масляная краска не засыхала, на ее поверхность налить тонкий слой подсолнечного масла.
9. Нельзя сливать вместе остатки разных красок, эта смесь может после покраски никогда не высохнуть.
10. Краска на кисти не засохнет, если поставить кисть в воду.
11. Чтобы краска, попавшая на пол, окна, кафель, легко снималась, нужно перед началом ремонта покрыть их мыльным раствором (20-30 г мыла на 1 л воды).
12. Новые кисти перед работой рекомендуется обматывать на 2/3 длины волоса шпагатом.
13. Чтобы на новой кисти не выпадал волос, ее нужно подержать день-два в воде. Или забить в патрон ручки небольшой деревянный клин. Можно сняв патрон налить в него немного лака либо масляной краски.
14. Масляная краска на засохшей кисти легко снимается, если опустить ее в банку с нашатырным спиртом, керосином, скипидаром или другими растворителями.
15. Кисть после клеевой краски хорошо промоется, если опустить ее в теплую воду с небольшим количеством соды, затем ополоснуть и подвесить волосом вниз.
Сферы применения масляной краски
Однако следует понимать, что маслянную краску уже практически не используют, как краску, то есть как материал для финишной оттедлки стен. Но как грунтовка для некоторых других отделочных материалов — она непревзойденный лидер.
Данная глава будет полезна и тем читаетелям, которые столкнулись с проблемой «ликвидации» слоя старой масляной краски. Как всем известно, убрать с глаз долой неорганический состав (в данном случае масляную краску) очень сложно. Сначала необходимо отчистить слой краски, затем очистить поверхность, следом ее выровнять и лишь потом окрашивать, оклеивать… В некоторых случаях, процедура подготовки поверхности убивает всякое желание обновлять стены. Именно для тех, кто стал заложником старой масляной краски мы и предлагает два варианта превращения «врага» в друга.
В данной статье мы рассмотрим два варианта использования масляной краски, как грунтовки. Возможно их гораздо больше, но в данном случае устные рекомендации продавцов были проверены на практките. Масляная краска зарекмендовала себя как самая лучшая грунтовка для нового слоя алкидных эмалей, жидких обоев и самоклещейся пленки.
Начнем с последней. «Используя самоклеющуюся пленку, можно сделать ремонт без гор мусора, без запаха краски, без стружки и опилок», — гласит рекламный слоган. Спорить с этим утверждением довольно сложно, так как самоклейка, как ее называают в быту, обладает огромным количеством преимуществ, которые выделяют ее на фоне других отделочных материалов.
Во-первых, самоклеющаяся пленка имеет почти неограниченную сферу применения. Она легко наклеивается на дерево, стекло, металл и синтетические поверхности, а значит, вы сможете обновить любые предметы домашнего обихода: книжные полочки, кухонные шкафы, стеклянные поверхности, столешницы, двери, табуреты.
Во вторых, на сегодняшний день имеется более 500 расцветок самоклеющейся пленки: под мрамор и камень, велюр и бархат, под дерево, витражная и зеркальная. Бесчисленные узоры, структуры, расцветки и умелые сочетания, включая также специальный ассортимент бордюров, открывают неограниченные возможности для дизайнеров. Однотонные самоклеющиеся пленки насыщенных цветов, матовые и глянцевые, с орнаментами, узорами и структурами, с безыскусным изяществом или с модным металлическим блеском, самоклеющиеся пленки для чисто декоративной отделки или для более практических целей, для подчеркивания отдельных деталей оформления или для полного обновления обстановки — самоклеющиеся пленки очень широко используются везде.
Самоклеющиеся пленки с декором под дерево охватывают около 70 различных рисунков, начиная с классического дуба и сосны, тропических пород дерева, бука и до причудливых фантастических рисунков. Палитра узорчатых пленок простирается от тисненых прозрачных пленок и прозрачного узорчатого стекла для украшения окон до фантастических узоров и детских мотивов, а специальные узоры под плитку, под мрамор и рельефные узоры позволяют дешево и быстро воспроизвести натуральный материал. Переливающиеся или металлические самоклеющаяся пленка, а также самоклеющаяся пленка с велюровым эффектом богаты игрой красок. Существуют также самоклеющаяся пленка, которая благодаря особому уплотнению, предназначена специально для поверхностей, подвергающихся сильным нагрузкам.
Таким образом, выбрать нужную расцветку самоклейки не составит труда. Кроме того, самоклеющаяся пленка бывает не только разных цветов, но и разной фактуры: под мрамор и камень, витражная, бархатная и зеркальная, под бук, ясень и орех… всего несколько сотен видов.
Самоклеющаяся пленка выпускается:
«стандарт»(одноцветные: глянцевые и матовые, с имитацией шпона ценных пород дерева, детские сюжеты, имитация обработанных камней, керамической плитки, холста, витражей, тканей, гобеленов)
«особое исполнение» (металлик, «под велюр», покрытая натуральной пробкой, «школьная доска», мебельная и дверная самоклеющаяся пленка, утолщенная самоклеющаяся пленка для столешниц и подоконников)
К самоклеющейся пленке выпускаются бордюры — рулоны шириной 5,3 см и 10,6 см (длиной 10 м). Они идеально подходят для отделки любых вещей и позволяют объединить разнообразные предметы обстановки в единую группу (при обрамлении зеркал и картин, отделки шкафов, украшении различных коробок, переплетов книг и т.п.).
Самоклеющаяся пленка является материалом водонепроницаемым, то есть ее можно использовать в помещениях с повышенной влажностью. Также она не боится высоких температур и выдерживает до 80 С.
И, наконнц, она имеет оптимальную ширину рулона. Пленка представлена в рулонах длиной 2 м и 15 м и шириной 45см, 67,5см и 90 см. Остатки самоклейки пригодятся для оклеивания множества маленьких домашних предметов — детских аппликаций, коробок для игр или книжных переплетов.
Как работать с самоклейкой
Основа, которую необходимо оклеить самоклеющейся пленкой, должна быть чистой, гладкой, без жира и пыли. Чтобы обезжирить поверхность, можно протереть ее водой и средством для мытья, а в экстренных случаях — щелочным раствором.
Идеальной основой являются доски с лаковым покрытием, очищенные от пыли. Доски без лакового покрытия грунтуются при помощи полиэфирного или грунтового лака, а в случае необходимости при помощи метилового обойного клея.
Шершавые, пористые поверхности ( дерево, фанера, стружка-плита, ткань, пробка, керамическая плитка, гипс, штукатурка и т. д.) должны быть сухими, без пыли. При необходимости поверхность можно обработать грунтовкой.
Неровные или растрескавшиеся основы выравниваются при помощи шпаклевочной массы и отшлифовываются. Затем их необходимо зачистить и покрыть грунтовочным составом — это необходимо для обеспечения максимальной прочности приклейки самоклеющейся пленки. Точильная пыль счищается щеткой или смывается этиловым спиртом.
В инструкции, представленной производителем, не сказано ни слова о бетонных поверхностях. Например, о стенах в ванной комнате, где довольно часто используют самоклеющуюся пленку. Как выяснилось, для пленки, которую планируют наклеить на бетон или бетонную смесь, наилучшим основанием является либо масляная краска, либо штукатурка. Большинство мастеров, которые предпочитают делать ремонт своими руками, отдадут предпочтение штукатурке. Однако следует отметить, что готовые к употреблению (на основе латекса) штукатурки в данном случае окажутся абсолютно бесполезными. Если в стене необходимо заделать щели, а потом оклеить самоклеющейся пленкой, лучше других подойдет штукатурка на основе сухой смеси. В том случае, если стена не нуждается в дополнительных ремонтных работах, предпочтение отдается масляной краске.
Сам процесс оклеивания выглядит следующим образом. Поверхность слегка смачивается водным раствором с добавлением моющего средства. Затем следует полностью удалить с самоклеющейся пленки оборотную бумажную сторону и положить самоклеющуюся пленку на увлажненную основу. Так будет легче подгонять самоклеющуюся пленку в нужную позицию. Когда желаемое положение достигнуто, следует легко прижать самоклеющуюся пленку и при помощи тряпки или губки, разгладить поверхность по направлению к краям и книзу, удаляя воду.
Нарезку облегчает сантиметровая сетка (шкала), которая напечатана на обратной бумажной стороне самоклеющейся пленки. При нарезке длинных, ровных кусков рекомендуется резать ножом вдоль линейки. Нарезку рекомендуется производить с запасом в 2-3 см. Если самоклеющаяся пленка имеет узор с раппортом, тогда нужно разрезать по лицевой стороне. Самоклеющаяся пленка с рисунком «под плитку» нарезается по швам «плитки».
На оборотной стороне самоклеющейся пленки, на бумаге, в картинках изображено руководство по работе с самоклеющейся пленкой. Следует отделить бумагу от самоклеющейся пленки приблизительно на 5 см, затем приложить самоклеющуюся пленку к поверхности и приклеить отделенный край. После этого следует медленно равномерно оттягивать одной рукой бумагу с оставшейся части самоклеющейся пленки. Другой рукой следует разглаживать самоклеющуюся пленку мягким полотенцем. Приглаживать необходимо от центра к краям — этим можно избежать образования воздушных пузырей. Если в некоторых местах все-таки останутся такие пузыри, то их следует проколоть иглой, осторожно выпустив воздух из-под самоклеющейся пленки.
Если самоклеющаяся пленка приклеена неправильно, то новая поддающаяся корректировке самоклеющаяся пленка приклеивается окончательно только лишь через несколько часов, так что самоклеющуюся пленку можно снять с твердого основания и наклеить по-новому.
Если вам необходимо оклеить, например, круглый стол, следует иметь ввиду следующий прием: самоклеющаяся пленка нагревается обыкновенным ручным феном. После этого ее очень просто загнуть и приклеить с внутренней стороны.
Ровные углы и канты (например книжные переплеты). В этом случае, выступающие углы самоклеющейся пленки лучше всего надрезать под углом в 45 градусов, а после этого загнуть и приклеить.
Для получения чистых краев необходимо загладить саоклеющуюся пленку по краям несколько раз большим пальцем — тогда самоклеющаяся пленка ляжет точно по краю.
При наклеивании нескольких полотнищ внахлест учитывается припуск около 1,5 см. При наклеивании встык одно полотнище накладывается на другое внахлест, однако края не прижимаются плотно. Наложенные друг на друга края самоклеющейся пленки прорезаются металлическим ножом по линейке, а отрезанные полоски удаляются. Места стыка могут быть украшены наклеенной сверху цветной лентой или бордюром.
В случае, если самоклеющаяся пленка прилипает слишком быстро, следует посыпать поверхность пудрой или тальком. В этом случае самоклеющаяся пленка прилипнет не так быстро, что позволит смещать ее до нужной позиции. При возникновении пузырьков следует проткнуть самоклеющуюся пленку иголкой или булавкой и выпустить воздух.
Жидкие обои
Еще одни вид отделочных материалов, лучшей основой для которых является масляная краска — это жидкие обои. Первые жидкие обои появились на строительном рынке СНГ в начале 90-х годов. А в 1996-м уже стали настоящим хитом — привезенные из Франции, Японии и Турции, они считались едва ли не самыми престижными и дорогостоящими отделочными материалами.
В исходном состоянии, обои представляют собой на внешний вид мелкие, белоснежные опилки. Продаются они в картонных коробках. В их состав входит сухой композиционный материал, который пропитан клеем. Приготовляются они путем добавлением к данной смеси теплой воды. Разведенная водой масса должна постоять минут 10 -15 и набухнуть. В данную массу добавляется краситель нужного цвета, все перемешивается и обои готовы к употреблению. Далее идет процесс нанесения данного материала на стены. При нанесении композита можно использовать шпатель, валик, пульверизатор с давлением 0,4 — 0,5 Мпа. После нанесения на стены и высыхания, жидкие обои чем-то напоминают на внешний вид структуру немного схожую с мелким, но очень твердым пенопластом. Они экологически чистые, обладают умопоглащающими, утепляющими свойствами. Ими можно прекрасно отделать застеклённый балкон. В процессе нанесения на стены им можно придать рисунок, воспользовавшись накаткой.
Жидкие обои принципиально отличаются от обычных. Продаются они не рулонами, как традиционные обои, а упакованы в пластиковые пакеты. По сути это смесь из натуральных хлопковых или целлюлозных волокон красителей и клеевого состава. Достаточно смещать содержимое пакета с определенным количеством воды — и «продукт готов к употреблению». Выбор цветов чрезвычайно велик — от белоснежного до нежных весенних и ярких летних красок. Если в состав смеси добавлены волокна обработанного шелка, жидкие обои будут смотреться на стене, как ткань. Бывают даже обои с золотыми нитями. Чем же хороши жидкие обои? Во-первых, не требуют идеального выравнивания стен, потому что состав закрывает небольшие трещины и прочие дефекты поверхности. Жидкие обои заполняют щели в местах прилегания наличников, плинтусов, рам, розеток и выключателей. И не имеют швов. Кроме того, жидкие обои не собирают пыль, служат отличной звукоизоляцией. И еще, что тоже очень важно, — жидкие обои «дышат».
При проведении работ, сначала к стене приклепляется рукой комок обоев, а затем валиком он раскатывается как тесто в разные стороны. Снять обои со стены можно, если их намочить водой, затем можно опять нанести на стену раскатав валиком. Наносить на стену и снимать их со стены можно несколько раз, главное не вымыть водой клей, который входит в состав жидких обоев.
Внешне жидкие обои, нанесенные на стену, напоминают однотонные бумажные с небольшим рельефом или ворсистую ткань. Но имейте в виду, что фактура нанесенных на стену обоев будет отличаться от той, что представлена в каталогах производителей на образцах. Дело в том, что отчетливая фактура последних обеспечивается малым количеством воды, добавленной в сухую смесь при их изготовлении. На практике же воды добавляют больше, поэтому поверхность будет менее рельефной.
Вообще, материал хорош тем, что создает сплошное бесшовное покрытие, заполняя щели в местах прилегания наличников, рам, плинтусов, выключателей и розеток, скрывает небольшие дефекты и трещины.
Однако, жидкие обои обладают не только плюсами. Например, они не подходят для отделки влажных помещений, скажем, ванных комнат и кухонь, так как слишком легко впитывают влагу. Впрочем, дополнительное покрытие акриловым или латексным лаком позволит сохранить внешний вид отделки и здесь. Причем в помещениях с чересчур высокой влажностью обои покрывают двумя слоями лака, где влажность поменьше -одним. Как это отразится на качественных характеристиках стен? Тепло- и звукоизоляционные свойства обоев, конечно, значительно снизятся. Но нет худа без добра: зато их можно будет протирать влажной губкой. К тому же такая отделка прослужит дольше, а при следующем ремонте снимать ее не придется.
Комментарии