Наверняка вам не раз приходилось слышать характеристики в духе «женский интерьер», «квартира для холостяка», «лофт с мужским характером» и так далее. Что вы думаете по поводу таких штампов? Насколько они справедливы?
— Скажу сразу: мои слова применимы исключительно к жилым интерьерам, поскольку наша студия занимается только ими.
Обычно квартира холостяка (без «для») — это квартира без дизайна. «Женский интерьер», «квартира для холостяка» или «лофт с мужским характером» — это популярные мифы, которые редко встретишь в реальности. Они если и существуют, то только как исключения из правил. Такие виды жилого интерьера — как правило, плод архитектурной фантазии студентов-дизайнеров, имеющий мало общего с жизнью. Они остаются или на бумаге, или даже до бумаги не доходят — остаются в виде эффектной компьютерной графики. Почему? Потому что строительство интерьера — дело очень затратное, гораздо дороже, чем обычно представляют клиенты. Поэтому мы в студии создаём интерьеры со сроком жизни от десяти лет, а это уже стабильный срок, свойственный семейному статусу заказчика. Холостяк же — это временно, и, как правило, до серьёзных финансовых вложений в этот временной статус не доходит.
Откуда, на ваш взгляд, взялись эти стереотипы и насколько мир интерьерного и предметного дизайна подвержен им сегодня? Или же настроения в обществе и попытки как-то выправить восприятие «мужского» и «женского» в сторону «общечеловеческого» дают свои плоды?
— Стереотипы основаны на том, что мужчинам обычно нравится одно, а женщинам — другое, плюс разная эргономика. Это факт. Но есть и другой факт — мужчинам более всего остального нравятся сами женщины. Поэтому компромисс неминуем. 🙂 Но не тот компромисс, который есть реальность с обрезанными возможностями, а который есть, скорее, дополненная реальность. Реализованные интерьеры, как правило, унисекс — они в одинаковой степени призваны удовлетворять мужским и женским требованиям по части эргономики и стиля.
Возьмём немного локальнее. В России, кажется, до сих пор принято считать, что розовый — это для девочек, а серый и бетон — для мальчиков. Расскажите о своём опыте: были ли в нём примеры и контрпримеры подобных ситуаций? Часто ли приходилось уговаривать заказчика на какое-то «нетрадиционное» цветовое/интерьерное решение?
— Россия — отчасти восточная страна. В ряде национальностей до сих пор есть чёткое разделение помещений на мужские и женские. Это касается ванных и спален. У студии (DZ)M буквально в 2019 году был пример интерьера квартиры, в которой мы для клиентов создали две ванных: одну — для женской половины семьи, другую — для мужской. Женская была решена в розовато-тёплых тонах, мужская — в серо-холодных. Разница была и в составе оборудования — в женской мы дополнительно расположили биде, ванную и специальную раковину для мытья волос.
А уж детские для девочек и мальчиков всегда разные: девочки — принцессы, мальчики — рыцари. В той или иной степени это подчёркивается интерьерными средствами — цветом стен, текстилем. В комнатах мальчиков на обоях — машинки, самолёты, конструкторы, в комнатах девочек — домики, цветы, животные. Причём они сами выбирают такие варианты без давления со стороны взрослых.Уговаривать заказчика на какое-то решение — неправильный подход. Частный интерьер — портретный жанр, и мы стараемся правильно упаковать желания самого заказчика, а не навязать ему наше видение. Пусть даже какое-то решение сто раз актуально в Италии или Англии.
Как вы считаете, входит ли в задачи дизайнера разбивать подобные стереотипы в обществе, или культурные клише слишком сильны, чтобы разрушить их одной мужской спальней в нежных персиковых тонах?
— Мыслить вне рамок стереотипов — одна из задач дизайнера. Не только архитектора, но и, допустим, дизайнера моды. Поэтому стереотипы разбиваются постоянно. К примеру, модой уже давно признано, что подчёркнуто мужской стиль в использовании женщинами обладает особой сексуальностью. Этот стиль я называю «Guns’n’Roses» — ковбойская шляпа на голове девушки с длинными волосами. Именно в таком прочтении шероховатые стены, декорированные под бетон, начинают обладать элегантностью. На самом деле, запрос на интерьер с подчёркнуто брутальным характером — это запрос женской аудитории. А обратное — всего лишь стереотип.
Но главный стереотип заключается в том, что красота и мягкость равны слабости. Что мягкие пастельные тона — это удел хрупкого женского пола. Что пастель и постель — одно и то же. На самом деле, конечно, это не так. Женский пол прекрасен, но отнюдь не слаб. А мягкость не означает слабость. Именно поэтому тенденция в интерьерной моде развивается в сторону проникновения «мягких» цветов и отделок в более мужские или нейтральные области. И популярность (пока в узких дизайнерских кругах) «терракотово-розовых» оттенков в решении общих пространств интерьеров квартир и домов является тому подтверждением.
Комментарии