Мягкие и плавные линии, красота во всех ее проявлениях, гармония — именно этого жаждала публика в 1890-1900 годы, когда зародился стиль модерн. В России в свои права вступает Серебряный век, кумирами публики становятся Сара Бернар, Айседора Дункан и Мата Хари, в моде символизм и декадентские настроения, во всем видится высший смысл, а вокруг разлито ожидание гармонии, о которой рассказывают известные поэты — это время элегантности и великолепия, это время зарождения стиля модерн.
Утвердился стиль модерн, или как его называют французы — ар-нуво, буквально за несколько лет — настолько он был нужен в то время. Причем особый спрос он получил среди аристократов, подчеркивающих красоту и гармонию своего жилища мягкими изогнутыми линиями, ставшими основным символом модерна. При этом важной чертой можно назвать его плавучесть, плавное перетекание одной комнаты в другую, использование натуральных материалов и изображений сказочных существ. В интерьере ар-нуво нередко встречаются русалки, эльфы, диковинные растения, которые, извиваясь, подчеркивают изогнутые линии интерьера.
Главные материалы стиля — натуральное дерево, камень, металл, расписное стекло, чугун и кованое железо. Особенно это заметно на примере Московских и Питерских особняков начала XX века, где металлические ограды, балконы и навесы завораживают мягкими изгибами тончайших кованых линий. Внутреннее убранство скрывает не меньше ковки — легкие изящные лестницы, мебельные ручки, спинки кроватей поражают своей тонкой работой, создавая ощущение не комнаты, а музея искусств.
Массивность и тяжесть ушли в прошлое, гармония достигается легкостью и плавностью конструкций, поэтому камень и гипс используются в контрасте, чтобы подчеркнуть основную красоту стиля. И только потому, что модерн не мыслим без использования натуральных материалов. Разумеется, основополагающим элементом интерьера выступает дерево, которое стало значительно светлее и тоньше — именно в это время начинают цениться работы мастеров, выполненные в легком, летящем стиле, когда кабинетный стол выглядит не массивным центром комнаты, а ажурным элементом, настоящим украшением светлого, визуально расширяемого пространства.
Отдельное место в ар-нуво отдано стеклу, ведь его прозрачность визуально расширяет границы, а своими плавными линиями напоминает застывшую воду. Да и почему бы не использовать его как холст — и вот уже в моде венецианское стекло, художественная роспись, витражи, хрусталь, всевозможные вазы, люстры и бра, которые отлично вписываются в натуральную цветовую палитру модерна, дополненную мягким символичным рисунком обоев. Каждая картинка значит определенное настроение, часть души владельца дома — например, колокольчики означали желание, а кувшинки — тревогу.
В современном интерьере, выполненном в стиле модерн, символизму отдается гораздо меньшее место — далеко не все гости в состоянии оценить этот порыв души. Поэтому дизайнеры, создающие ар-нуво и продолжающие следовать традициям, заложенным в конце XIX века, гораздо больше внимания уделяют эстетической, а не символической составляющей интерьера. Современный дом в стиле модерн создает атмосферу аристократии Серебряного века, дополняя его некоторыми техногенными деталями для улучшения комфорта. Однако благодаря обилию дерева и витражей, дом все равно превращается в изысканное произведение искусства.
Современные интерьеры в стиле модерн чаще всего можно встретить у людей творческих, возвышенных — художников, дизайнеров, архитекторов, либо у тех, кто искренне увлекается и восхищается Серебряным веком. Однако многие с удовольствием используют элементы ар-нуво в смешанном стиле. А так как модерн — сам по себе является смешением, то он легко вписывается практически в любой интерьер, освежая его и придавая легкость, неповторимость и беззаботность Серебряного века.
К сожалению, стиль плавной гармонии и декадентских настроений просуществовал недолго — Первая мировая война внесла в жизнь и интерьер свои коррективы, но даже сейчас мы с удовольствием входим в дом, который напоминает нам о легкости, красоте и избранных, которые являются настоящими ценителями истинного искусства.
Комментарии