Последнее пятилетие дизайн интерьера избегает чистых стилей с их жёсткими рамками, взамен предлагая смешение и индивидуализацию. На фоне таких тенденций строгий и технологичный интерьер в стиле хай-тек можно отнести к вымирающим видам. В то же время «умных» технологий в наших жилых пространствах с каждым годом становится всё больше, а это как раз в духе хай-тек. Давайте разбираться: каким хай-тек в интерьере был раньше, чем стал теперь и есть ли у этого стиля будущее?
Стиль формировался под влиянием позднего модернизма, функционализма и научной фантастики, стремясь быть одновременно прагматичным и театрально технологичным, создавать комфортную для жизни среду и захватывать дух.
Первым зданием в стиле хай-тек считается Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, появление которого получило спорные отклики общественности, разделив парижское общество на два лагеря: считающих, что подобная архитектура смотрит в будущее, и уверенных, что постройка уродует архитектурный облик города. Дело в том, что лифты, вентиляция, эскалаторы и другие коммуникации были вынесены на фасад здания, да ещё и выкрашены в разные цвета. Как бы то ни было, спорный архитектурный эксперимент вскоре обзавелся подражателями.
Со временем ироничный хай-тек начал преображаться в престижный архитектурный стиль. Голые коммуникации, множество стеклянных поверхностей, экспрессивные геометрические формы, современные технологии строительства и передовые материалы — все эти здания были очень дорогие, то есть хай-тек выбирали, чтобы продемонстрировать статус, будь то частный особняк или многоэтажный бизнес-центр. Недаром американский архитектор Чарльз Дженкс называл здания в стиле хай-тек «банковскими соборами».
Архитектурное течение, как это обычно бывает, породило дизайн интерьера в стиле хай-тек, который изначально существовал только в промышленных помещениях. Им шла его холодность, статусность и футуристичность. В 80-х годах хай-тек постепенно «перетёк» в жилую среду и стал одним из самых передовых стилей 90-х годов, призванным демонстрировать все «сливки» технического прогресса.
Минимализм и научная фантастика
Проникнув в жилые интерьеры, хай-тек сохранил промышленный подход к помещению, где все элементы обстановки должны быть прежде всего функциональны.
Интерьер в стиле хай-тек отказался от декора в привычном понимании: избавился от текстиля, ковров, картин, домашних растений и прочих бесполезных по меркам стиля украшательств. Красок тоже использовалось минимум, в основном ахроматические цвета: белый, чёрный и все оттенки серого.
Но не стоит думать, что высокотехнологичный минимализм хай-тека лишён эстетической составляющей, просто она совсем другая, будто помещение доверили обставлять не человеку, а роботу.
За эстетику отвечают строгая геометричность форм и футуристичность фактур. Обилие стекла и глянца, брутальные хром и никель — всё кругом холодное и блестящее. А главные герои — технические новинки, выставленные на показ: передовые бытовые приборы и светодиодная подсветка.
Такие пространства напоминают об интерьерах космических кораблей и функциональных жилищах людей будущего из фантастических фильмов.
Одомашненная версия
В наше время у стерильного интерьера в стиле хай-тек остаются свои поклонники, однако если говорить о стиле с позиции моды здесь хай-тек явно не в первых рядах.
Главным законодателем интерьерной моды последние пять лет выступает природа, и речь не только о натуральных материалах, но и о подражании плавным линиям растительного мира, о природных тонах и мотивах, о живых растениях, даже о бережном отношении к винтажным вещах. Кажется, такие тренды должны полностью выселить из интерьера холодный хай-тек, но он выжил и адаптировался. И как может быть по другому, если второе главное направление интерьерной моды — это умные технологии. Кстати, одно прекрасно уживается с другим.
Пример симбиоза хай-тека и природы: технологии, направленные на контроль потребления воды и электроэнергии.
Техники в интерьерах становится всё больше, но теперь технические помощники стараются быть незаметными. Технологии в современных интерьерах больше не выглядят вызывающе, всё чаще они прячутся в специальных нишах, отсеках и подлокотниках, скрываются за декоративными панелями и мебельными фасадами, сливаются со стенами, стремятся оставить на виду только элементы управления. Исключением становится дизайнерская техника нестандартных форм и расцветок, изначальная имеющая декоративный вид.
Иногда современный высокотехнологичный интерьер пытается частично воспроизвести атмосферу былого хай-тека. Это выражается в приверженности прямым линиям, тёмным цветам, стеклянным поверхностям и металлическим конструкциям, сложным световым сценариям и геометрическим светильникам, напоминающим о промышленных помещениях.
В проектах, ностальгирующих по хай-теку 90-х и 00-х, делается ставка на минимализм, но уже в его одомашненной версии. Вместо футуристичного глянца «тёплые» матовые поверхности, древесина и натуральный камень, сложные природные оттенки разбавляют скудную роботизированную палитру, даже текстиль имеет право быть.
Комментарии