Слово витраж буквально означает остекление (vitre в переводе с французского и латинское vitrum означают стекло). При этом речь не идет об обычном остеклении. Витраж — это произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла. Как правило, используется для сквозных проёмов — оконных, дверных. Но также витражная техника может быть применена и в настенном панно, декоративных колоннах, перегородках и даже потолках. Издавна художественный витраж используется в храмах и соборах. Витражи придают храмам еще больше величия, создают определенную атмосферу. В ранних христианских храмах из тонких прозрачных пластин алебастра, селенита в окнах составляли орнаменты. Витражи с сюжетами появились в соборах Германии, Франции. Витражи готических соборов зачастую изображали сцены из быта и религии. Художественные витражи разделяют на различные типы, в зависимости от используемой техники изготовления.
Самый распространенный — витраж «Тиффани». В конце 19 века американский художник Льюис К. Тиффани изобрел достаточно несложную технику. Из стекла вырезаются элементы, согласно эскизам. Обматываются по периметру фольгой из меди и соединяются спаиванием. Несмотря на простоту изготовления, эта техника позволяет выполнять очень сложные композиции, при этом ширина шва между стеклянными элементами достаточно тонкая — примерно 1,5 мм. Классический витраж с использованием свинца не может соревноваться с «тиффани» шириной швов, здесь она значительно выше (5-6 мм). Тем не менее, эта техника известна с 10 века и до настоящего времени осталась неизменной. Стеклянные элементы композиции соединяются между собой свинцовой протяжкой. Отдельные части протяжки соединяют спайкой. Мягкость свинца приводит к тому, что витражная композиция со временем деформируется. Так называемая текучесть — недостаток этой техники. Но, несмотря на это свойство, классическая техника широко распространена в Западной Европе и в настоящие дни.
А в России используется вариация классической техники, но с использованием латунной протяжки. Латунь обладает более высокой прочностью и жесткостью. В южных странах популярны витражи, выполненные в бетонной или гипсовой оправе. Первые из таких художественных витражей — аравийские — датируются 13 веком. Здесь стеклянные элементы соединяются в единое полотно гипсовым или бетонным каркасом. В настоящее время эта техника практически не используется, а в Советском Союзе была достаточно популярна. В 70-80х годах 20го века в СССР также были популярны художественные витражи в алюминиевой протяжке. Монументальные витражи с простым рисунком изготовлены именно с алюминиевым профилем. Технологии изготовления витражей не стоят на месте, появляются и новые. Как, например, фьюзинг (спекание).
С помощью фьюзинга получается монолитное изделие — при изготовлении на стекло накладывают слои цветных стекол и нагревают до спекания. Эта техника — находка для художника, с ее помощью он получает широкие возможности. Некоторые технологии комбинируют между собой, получая смешанные техники. Кроме того, существует и такой вид витражей как псевдовитражи. На стекло наносят краски или пленки по эскизу. Ценность витража состоит не в стоимости исполнения, материалов, а в том удовольствии, которое он несёт. Он придает пространству особый эффект. Лучи солнца, проходящие сквозь прозрачные цветные элементы композиции придают особую яркость интерьеру, принося наблюдателю прекрасное настроение.
Комментарии