Архитектурный стиль — это совокупность основных форм и признаков, характерных для сооружений определённого времени и определенного народа, проявляющихся в особенностях функционального, конструктивного и художественного порядка. Каждая эпоха создавала свой стиль. И в каждую эпоху существовали определённые типы построек, использовались особые строительные материалы, конструкци. Изменялись понятия о красоте и целесообразности, от сюда и различия форм, и декоративного убранства различных времён.
Стиль традиционно определяется, как совокупность черт, единство выразительных приёмов и средств, идейная или художественная общность, которая может быть присуща определённому времени, направлению в искусстве, отдельному человеку или его дому. В России и Англии современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции — Арт-Нуво («Новое искусство»), в Германии — югент стиль («Молодой стиль»), в Австрии — сецессион («Отделение, уход»). Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона. Модерн, конструктивизм, минимализм, стиль «техно», хай-тек, китч — это далеко не все стили, используемые в современной арихитектуре и искусстве.
В 1890-1900 годах в архитектуре появился, так называемый, стиль «модерн». Модерн перешёл в XX век и продолжал существовать на протяжении двух его десятилетий. В архитектуре «модерна» применялись несимметричные планы и объёмные решения зданий, новые строительные материалы, среди которых использовался облицовочный кирпич, поливные глазурные плитки. Архитекторы стремились эстетически осмыслить новые технические возможности строительства, но впадали в декоративные излишества.
С течением времени, модерн отказался от неумеренного обогащения фасадов и интерьеров архитектурно-орнаментальными деталями произвольного рисунка. Он стал более рациональным. В последствии, он сомкнулся с первоначальной стадией нового стиля — конструктивизма, широко распространившегося во всех странах. Возникновение конструктивизма в 20-30 годах XX века было подготовлено появлением таких материалов, как бетон и железобетон. Появилась возможность делать выносные конструкции, типа, навесов, козырьков, покрывать большие фасады зданий стеклом.
К середине XX века развился стиль «минимализм». В первое послевоенное десятилетие, как в общественной жизни в целом, так и в архитектуре шли процессы демократизации — поиск новых путей развития. Сам термин «минимализм» связан с концептуальными тенденциями в искусстве 60-х годов, обусловленных демократизацией и реализацией девиза «ничего лишнего». Минимализм характеризуется отсутствием декора, как такового, и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Однако, минимализм 20-х, 60-х или 2000-х годов, различаются и по формам, и по материалам и по настроению.
В 1977 году появилось новое стилевое направление «хай-тек». Оно подразумевало ультрасовременный способ формирования среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. Хай-тек — стиль высоких технологий, пропагандирующий эстетику материала. На ряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, форм, каркасов, стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов. Отличительным признаком решения несущих конструкций хай-тека стало применение стержневых элементов закрытого сечения вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями — подчеркнуть «техничность» композиции.
Архитектурные стили также отложили отпечаток на историю развития мебели и интерьера. В чередовании стилей мебели и интерьера отразились социально-бытовые уклады общества. В начале XX века с появлением новых веяний в мышлении и изменений в социальной сфере оформление интерьеров совершенствовалось, упрощалось и оптимизировалось. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века, представители модернизма использовали новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модернизма отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Минимализм, пуризм, хай-тек — если различать эти модернистские направления, стоит сразу оговориться, что это три близнеца:
пуризм — стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, — минималистичен и функционален;
хай-тек — по существу является блестяще исполненной формой минималистски строгих и функционально целесообразных вещей;
минимализм — идейная формула чистоты, совершенства и комфорта модернистского интерьера.
Только современные технологии могут обеспечить безукоризненность исполнения предметов мебели минималистского толка. Mинимализм вырос из конструктивизма 20-х годов XX века, как отказ от излишеств и украшательств. Это направление преодолевает «эклектизм» постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм. Дизайнеры и архитекторы начали применять сталь и другие металлы в дизайне мебели. Они экспериментировал с клееным деревом, создавая эксравагантно изогнутые формы, создавали кресла с кожаными ремнями вместо обивкиСовременное понимание хай-тека подразумевает не только демонстрацию техницизма в интерьере. Мебель с металлическими элементами лаконичной формы с идеально сопрягающимися друг с другом элементами, виртуозно трансформирующимися, легко открывающимися и передвигающимися — тоже хай-тек. Как для минималистского, так и для интерьера в стиле хай-тек характерны аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм, отсутствие «швов», дробности форм, предпочтение отдается крупными монолитными формами. Поверхности предметов — желательно из цельных плит, полы — из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идеально обработанными. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано в стенные шкафы. Современные шкафы-купе — дань именно этой моде. В своём предельном воплощении стерильный минимализм, в конечном счёте, неудобен, бездушен и мало для кого психологически комфортен. Современные версии минимализма смелее используют цвет, экспериментируют в поисках новых средств художественной выразительности.
В числе современных мебельных стилистик западные искусствоведы выделяют направление Contemporary — современный. В отличие от остросовременных стилистик — жёстких, сухих, с элементами индустриальности — контемпорари — это своего рода переходный вариант от традиционных к модернистским, стиль, соединяющий новейшие тенденции с традициями недавнего прошлого. По отношению к интерьерам в традиционном духе, в которых читаются черты конкретных исторических стилей, контемпорари — это своего рода более свежая альтернатива, хотя часто понятие используется, как общий термин для обозначения стиля, лишенного очевидной принадлежности к прошлым историческим эпохам.
New-Art — это новое искусство или современное искусство. Говоря о современном искусстве в архитекруре, можно с уверенностью говорить о стилях и направлениях в архитетуре XX-XXI веков.
Комментарии